ElectroDim

Электричество в доме

Техника безопасности при обслуживании электроосветительных установок
Материалы / Учебные материалы / Электрические источники света / Техника безопасности при обслуживании электроосветительных установок

Организация работы по технике безопасности на объектах электромонтажных работ предусматривает: назначение лиц, от­ветственных за безопасность работ (производитель работ, на­чальники участков, мастера и бригадиры монтажных бригад); инструктаж по безопасным методам работы на рабочих местах; вывешивание предупредительных плакатов, установку огражде­ний, назначение дежурных при выполнении монтажных работ, опасных для окружающих.

Все монтажные работы на токоведущих частях или вблизи них должны производиться при снятом напряжении.

При монтаже электроустановок применяются различные ма­шины, механизмы и приспособления, облегчающие труд рабо­чих-монтажников и обеспечивающие безопасные условия рабо­ты. Неумелое обращение с указанными средствами механизации может быть причиной травм.

В электромонтажной практике широко применяются специ­альные автомобили и передвижные мастерские. Так, спецавто­мобиль типа СК-А с прицепом предназначен для перевозки и прокладки кабеля в земляных траншеях. Для монтажа воздуш­ных линий используют телескопические вышки, оборудованные корзиной, в которой монтажник может быть поднят на высоту до 26 м. Для подъема опор и деталей конструкций воздушной ли­нии применяют стреловые краны на колесном и гусеничном ходу.

На электромонтажных работах используется электрифициро­ванный рабочий инструмент. По защитным мерам от поражения электрическим током электрифицированный ручной инструмент делится на 3 класса:

I класс — машины с изоляцией всех деталей, находящихся под напряжением; штепсельная вилка имеет заземляющий контакт;

II класс — машины, у которых все детали, находящиеся под напряжением, имеют двойную или усиленную изоляцию; эти машины не имеют устройств для заземления;

III класс — машины на номинальное напряжение не выше 42 В.

Номинальное напряжение машин переменного тока I и II классов не должно превышать 380 В.

К электрифицированному инструменту относятся:

• сверлильные ручные электрические машины как с коллек­торными однофазными двигателями на номинальное на­пряжение 220 В, так и с трехфазными асинхронными дви­гателями на номинальное напряжение 36 и 220 В;

• электромолоток, предназначенный для пробивки проемов и ниш в кирпичной кладке и бетоне при монтаже прохо­дов через стены и перекрытия, при установке групповых щитов и щитков в случае скрытой электропроводки (но­минальное напряжение электродвигателя 220 В);

• электроперфоратор, предназначенный для бурения глубо­ких отверстий диаметром до 32 мм в стенах и перекрытиях зданий из кирпича или бетона на глубину до 700 мм;

• электрический бороздодел, предназначенный для выруба­ния борозд в кирпичных стенах для прокладки проводов скрытой электропроводки (ширина вырубаемой борозды 8 мм при глубине 20 мм).

К работе с ручными электрическими машинами допускаются рабочие, прошедшие производственное обучение по технике безопасности. Каждая машина должна иметь инвентарный номер.

Ручные электрические машины запрещается применять во взрывоопасных помещениях, а также в помещениях с химически активной средой, разрушающей металл и изоляцию.

Машины, не защищенные от брызг, не разрешается приме­нять на открытых площадках во время дождя или снегопада.

Перед работой с машиной необходимо проверить комплект­ность и надежность крепления деталей, исправность кабеля (шну­ра) и штепсельной вилки, целостность изоляционных деталей корпуса, рукоятки и крышек щеткодержателей, наличие защит­ных кожухов, работу выключателя и работу машины на холостом ходу. При работе машин I. класса необходимо применять индиви­дуальные электрозащитные средства (диэлектрические перчатки).

Для смены режущего инструмента, регулировки, при пере­носке ручной машины и перерывах в работе ее необходимо от­ключать.

Запрещается работать ручной электрической машиной при наличии хотя бы одной из следующих неисправностей: повреж­дение штепсельного соединения, кабеля (шнура) или их защит­ной трубки; повреждение крышки щеткодержателя машины с коллекторным электродвигателем; нечеткая работа выключателя; появление дыма, кругового огня на коллекторе, резкого запаха горелой изоляции; вытекание смазки; повышенный стук, шум, вибрация; поломка или появление трещин в корпусе, рукоятке либо защитном ограждении; поломка режущего инструмента.

Работы по монтажу воздушных линий электропередачи (сети наружного освещения) связаны с подъемом людей и материалов на высоту с помощью грузоподъемных машин и механизмов. При этом возникает опасность травмирования в случае падения с опор или других конструкций, а также поражения током мол­нии при работе во время грозы или наведенным напряжением от соседних линий.

Во время опускания нижнего конца опоры в котлован никто из рабочих не должен в нем находиться. Подъем на опору дол­жен осуществляться с помощью телескопической вышки, мон­терских когтей, лазов, лестниц. Во избежание ушибов и ранений в результате падения с высоты деталей и инструмента запреща­ется находиться под опорой и корзиной вышки во время произ­водства работ, не разрешается сбрасывать какие-либо предметы с высоты опоры.

При раскатке голого провода с барабана рабочий должен ра­ботать в брезентовых рукавицах. На время работ по монтажу ли­ний протяженностью более 3 км смонтированные участки про­водов необходимо замыкать накоротко и заземлять на случай по­явления на данном участке наведенного напряжения от соседних линий или от грозового облака.

Для прокладки кабеля по стенам или конструкциям здания на высоте 2 м и более следует применять прочные подмостки с ог­раждением в виде перил и бортовой доски (у настила). Не раз­решается прокладка кабеля с лестниц. Подъем кабеля для креп­ления его на опорных устройствах кабельной конструкции на высоту более 2 м необходимо производить с помощью рогаток и ручных блоков. На углах поворота кабельной линии не следует при раскатке оттягивать кабель руками. При прогреве кабеля в зимнее время электрическим током напряжением 220 В его обо­лочка должна быть заземлена во избежание электротравм в слу­чае замыкания токоведущей жилы на стальную броню или алю­миниевую (свинцовую) оболочку.

      Смотрите также

      Сигнализационные коммуникации и их контроль
      Подразделения охраны заинтересованы в сохранении status quo. Они не могут действовать эффективно до тех пор пока не получена информация о том, что некоторые другие силы стремятся изменить нормальное ...

      Предисловие
      Эта книга – об истории электричества, о развитии науки о нем, о том, как люди умудрились поставить себе на службу эту могучую силу природы и в конце концов создали свой «электрический мир», вне кото ...

      Микроволновые радарные детекторы
      Как уже говорилось в главе 15, практическая потребность в устройствах, более надежных, чем "системы стоячей волны", вызвала к жизни радарные приборы. Поначалу из-за отсутствия иных пригодн ...